Программа кружка

Пояснительная записка.

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
В современных условиях основной задачей образования становится воспитание творчески активной, ответственной, самостоятельной личности, духовная жизнь которой направлена на саморазвитие.
Работа в кружке «Мир детского творчества» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Работу в кружке планирую так, чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой, цветными нитками, папье-маше, освоили новую технику – декупаж, скрапбукинг, торцевание. Познакомились со знаменитыми на весь мир мягкими игрушками "Тильда". 
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Программа кружка «Мир детского творчества» рассчитана на детей с 10 до 16 лет. Группа работает 2 раза в неделю по 2 часа, всего 144 занятия за учебный год. Практические занятия составляют большую часть программы.
Рекомендуемый минимальный состав группы – 10 человек.

Цель программы: развитие способностей к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

Задачи программы:

Обучающие:
–  научить умению планировать свою работу;
–  научить приемам и технологии изготовления композиций; 
– изучить свойства различных материалов;
– научить приемам работы с различными материалами; 
– научить приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие:
–  развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал;
–  развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться
успешного достижения поставленных целей;
–  развивать образное мышление и воображение;
–  создать условия к саморазвитию учащихся;
–  развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира;
–  развивать внутреннюю свободу ребенка, способность к объективной самооценке и
самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
–  развивать креативность.

Воспитательные:
–  воспитывать уважения к труду и людям труда;
–  формировать чувства коллективизма;
–  воспитывать аккуратность;
–  воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой
деятельности.

Мотивационные:
–  создание комфортной обстановки на занятиях и атмосферу доброжелательного
сотрудничества.

Социально-педагогические:
–  формирование общественной активности;
–  реализация в социуме.

Идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Принципы,лежащие в основе программы:
–  доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
–  наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более
органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или
группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую,
нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д.Ушинский);
–  демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация
собственных творческих потребностей);
–  «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок
применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Учитывая возрастные и психические особенности детей, для реализации программы используются различные формы и методы занятий.
Формы и методы занятий.
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы в основе которых лежит способ организации занятия:
– словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
– наглядный (мультимедийные материалы, иллюстраций, наблюдение, показ
(выполнение)  педагогом, работа по образцу и др.);
–  практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
–  объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
–  репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности;
–  частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной
задачи совместно с педагогом;
–  исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
–  фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
–  индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм
работы;
–  групповой – организация работы в группах;
–  индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Требования к уровню подготовки учащихся

В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться инструментами, знание видов и свойств  материала, овладение приемами изготовления поделок.
Проверка усвоения программы производится в форме повторительно-обобщающего занятия в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.

Ожидаемые результаты:

– научатся различным приемам работы с бумагой,  полимерной глиной, цветными нитками, папье-маше, тканями, освоят новую технику – декупаж, скрапбукинг, торцевание.
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
– будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
 получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;
 узнают о чувашских народных промыслах.

Формы подведения итогов реализации программы:

 

    Составление альбома лучших работ.
    Участие в  городской и краевой выставке детских творческих работ, конкурсах.
    Творческий отчет  руководителя кружка на педсовете.
    Проведение мастер-классов;
 Участие в школьных тематических выставках (Мастерская деда Мороза,  8 марта, День влюбленных, итоговая выставка, и т.д.);

Содержание программы.
Содержание данной программы направлено на выполнение  творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
 Программа знакомит с увлекательными видами рукоделия: бумажное плетение, квилинг, изделия из полимерной глины, шитье, ниткокручение, папье-маше, декупаж, скрапбукинг, торцевание.
Программа рассчитана на 2 года.
            1. Папье-маше
Папье-маше - это простая и дешевая технология, позволяющая создавать прочные и легкие изделия из бумаги. Есть два основных способа: наклеивание бумаги слоями (маширование) или лепка из бумажной массы.
Папье-маше по-французски значит "жеванная бумага". Вся премудрость техники  заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками мягкой бумаги в несколько слоев. Само по себе это несложно, но требует терпения и аккуратности. Папье-маше отлично развивает мелкую моторику рук. Занимаясь папье-маше, ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшей жизни способы работы с инструментами, а так же овладевает различными видами художественной деятельности - рисованием, аппликацией, навыками моделирования и тд. Дети, освоившие технику папье-маше, знакомятся с различными формами предметов, что способствует развитию пространственного мышления и наиболее точного восприятия предметов.
             2. Декупаж
Декупаж (Decoupage или découpage) это искусство украшения предметов путем наклеивания вырезок цветной бумаги в сочетании со специальными эффектами такие как раскрашивание, вырезание, покрытие сусальным золотом и прочие. Обычно какой-либо предмет как например небольшие коробки или мебель покрывается вырезками из журналов и/или специально произведенной бумагой. Предмет для декупажа покрывается лаком (часто несколькими слоями) до тех пор, пока не исчезнет «стык» и результат не будет выглядеть как роспись или инкрустация. При традиционном методе может использоваться до 30-40 слоев лака, которые затем шлифуются до полной гладкости.
Может быть, история развития декупажа не такая древняя, как история развития некоторых других видов прикладного творчества, но не менее интересная. В разных источниках родиной декупажа называют то Китай, то Восточную Сибирь. Трудно определить, кто у кого перенял эту технику: то ли китайские крестьяне у кочевников научились способу украшать кусками вырезанной бумаги различные предметы, то ли кочевники стали украшать стены погребений своих предков различными аппликациями из бумаги, научившись этому у китайцев. Одно известно наверняка – уже в 12-ом веке в Китае создавали яркую цветную бумагу - cutout, чтобы украсить окна, фонари  и другие вещи. Иногда на них помещали какую-либо надпись, призывающую в дом благополучие здоровье и т.д. или декорировали шнурами и тесьмой.
3. Плетение из газетных трубочек.
Плетение является одним из древнейших ремесел. Говоря о плетении, следует отметить, что существует огромное количество способов, техник и материалов, используемых в этом виде рукоделия. Мы рассмотрим одно из них: плетение из газетных трубочек.
Плетение из газетных трубочек - оригинальное времяпрепровождение,занимательный и захватывающий вид рукоделия,который стал очень популярным в последнее время. При плетении из газетных трубочек можно использовать самые различные схемы – из листов газеты свёрнутых трубочкой делаются кашпо под цветы, коробочки, корзинки и даже под обувь полочки.
4. Квилинг. 
Бумагокручение (также квиллинг англ. quilling —от слова quill (птичье перо) — искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиралькидлинных и узких полосок бумаги.
Готовым спиралькам придаётся различная форма и таким образом получаются элементы квиллинга, называемые также модулями. Они являются «строительным» материалом в создании работ; картин, открыток, альбомов, рамок для фотографий. Искусство квиллинга пришло в Россию из Кореи, но также развито в ряде европейских стран.Считается, что искусство возникло в средневековой Европе (по другим сведениям - на Ближнем Востоке и в Древнем Египте), где монахини создавали медальоны, обрамление для икон и обложки для книг, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры (особенно часто использовалось в бедных церквях).
В XV—XVI веке квиллинг считался искусством, в XIX веке — дамским развлечением (и чуть ли не единственным рукоделием, достойным благородных дам). Большую часть XX века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство. В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Корейская школа квиллинга (называют бумагокручением) несколько отличается от европейской. Современные европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Восточные же мастера создают сложные произведения, больше похожие на шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное «кружево» сплетается из сотен мелких деталей.
Данная техника не требует значительных материальных затрат для начала её освоения. Однако и простым бумагокручение не назовёшь, так как для достижения достойного результата необходимо проявить терпение, усидчивость, ловкость, аккуратность и конечно выработать навыки скручивания качественных модулей. 
5. Торцевание.
Торцевание – малоизвестная техника работы с бумагой. Она интересна и малышам, и взрослым и настолько проста, что ребята в старших группах детских садов и в школах осваивают ее за одно занятие.
Торцевание – это техника изготовления разнообразных картин, панно, открыток, аппликаций и др. Владея такой техникой да используя собственную фантазию можно получить изумительные изделия, которые отличаются оригинальностью. Маленькие цветные кусочки бумаги с помощью палочки складываются, словно мозаика, в единую картину. Причем здесь все зависит от типа задумки – можно заклеить полностью всю картину и она будет целиком объемной или выделить в технике торцевания, только отдельные фрагменты. Одно из преимуществ торцевания является то, что этой техникой можно заниматься коллективно, то есть каждый участник выполняет свой фрагмент, которые затем соединяются в общую картину. Техника торцевания развивает не только художественный вкус и мелкую моторику, но и обязательность, аккуратность, командный дух, усидчивость, внимание.
6. Скрапбукинг.
Скрапбукинг – вид ручного творчества, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов, открыток, блокнотов. Скрапбукинг – это своеобразный способ сохранения и передачи отдельных историй с помощью особых визуальных и тактильных приемов вместо обычного рассказа, передающегося «из уст в уста».
Собирание в альбомы вырезок и памятных вещей впервые упоминается в 1598 году. В то время начали собирать поэмы, цитаты и собственные наблюдения и вклеивать их в обычные книги. В Англии становились популярными тетради для записи любимых стихов, памятных афоризмов и цитат. Так, в 1706 году была напечатана книга философа Джона Локка под названием NewMethodofMakingCommonplacebooks. В Германии девушки собирали волосы своих подруг и свивали из них сложные узоры, украшая их лентами и цветами. Вместе с тем, тетради для записей отличались от современного скрапбукинга, поскольку содержали только некую разрозненную подборку текстов, в то время как в скрапбуках обычно уделяется внимание и подчёркивается определённый человек или событие.
В XVIII веке в России появились рукописные альбомы, которые украшались самыми разнообразными элементами; причем изготавливались такие альбомы как мужской, так и женской частью населения. Эта традиция пришла из Западной Европы, в основном из Германии и Франции.
Основная идея скрапбукинга – сохранить фотографии и памятные вещи на длительный срок для будущих поколений.
 Скрапбукинг заставляет фантазировать и развивать воображение. 
7. Ниткокручение.
Достаточно новый вид искусства. Берет свои корни из техники Ганутель. Принцип  нитекручения: накручивания ниток на проволоку. Когда и как возникло искусство нитекручения неизвестно, но в наше время достаточно распространен и легок в освоении. Интересен этот вид искусства тем, что у ребят развивается фантазия.Вырабатываютсятакие навыки, как терпение, усидчивость, ловкость. Аккуратность, командный дух, усидчивость, внимание.
 8. Шитье «Тильда».
Шитье представляет собой создание на материале (ткани, коже) стежков и швов при помощи иглы и ниток, лески и т.п. Одно из древнейших технологий производства, возникшее ещё в каменном веке. До изобретения пряжи и тканных материалов одежда шилась из меха и шкур добытых животных с помощью игл из кости или рогов и «нитей» из сухожилий, вен или кишок животных.
Обычно шитьё ассоциируется с созданием одежды и домашнего текстиля (например, постельного белья, скатертей, салфеток, полотенец, занавесей и т. д.), однако оно применяется также при изготовлении обуви, игрушек, при пошиве парусов, обивочных и драпировочных работах, переплетных работах, а также при производстве некоторых спортивных товаров (например, мячей). 
В наше время самым популярным видом шитья стали куклы Тильда. Тильда – тряпичная кукла из натуральных материалов спокойных тонов, отличающаяся простым, лаконичным дизайном в духе примитивных народных игрушек – давно уже завоевала популярность во всем мире. Начинающие рукодельницы стремятся поскорее освоить ее создание, мастерицы опытные стремятся принести в дизайн Тильды что-то свое, а коллекционеры соревнуются друг с другом, покупая кукол по всему миру. Самые популярные кукольные персонажи этого стиля – забавные кортики и зайцы, крылатые ангелы и изящные дамы. Мастерицы и мастера придумывают для них самые необычные образы, наряжая кукол принцессами, феями; трудолюбивыми садовниками, поварами; премудрыми учителями. Рукодельницы также готовят для своих крошек миниатюрную мебель и различные аксессуары.
Трудно поверить, однако появилась кукла Тильда не так уж давно – в 1999 году, и создала ее молодой норвежский дизайнер Тони Финнангер.
Особенно важно, что такие куклы изготавливаются из натуральных материалов, а также расписываются натуральными красителями. Тильда весьма несложна в изготовлении, поэтому сделать ее самостоятельно даже ребенку знакомому с основами шитья. Наверняка ему будет интересно такое занятие! Ведь изготовление Тильд учит фантазии, усидчивости развитию мелкой моторики и начальным навыкам дизайна в создании уюта.

Знания и умения, которые должны быть получены по окончании курса.
Должны знать:
    Виды декоративно-прикладного творчества; историю ремесел и рукоделия.
   Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда.
    Название и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные средства обработки.
 Правила организации рабочего места. Технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами.
    Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
    Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях.
    Инструменты и приспособления для скрапбукинга.
    Технологию выполнения изделий в технике скрапбукинга.
   Инструменты и приспособления для торцевания.
    Технологию выполнения изделий в техники торцевания.
    Технологию изготовления кукол.
    Технологию выполнения изделий в технике декупаж.
   Основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота).

Должны уметь:
    Правильно организовать свое место.
    Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике.
    Выполнять правила техники безопасности.
    Работать по шаблону.
    Владеть приемами кроя, соединения и оформления изделий.
    Самостоятельно разметить детали, подогнать детали при сборке.
    Свойства бумаги ее особенности.
    Читать простейший скетч.
 Качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению изделий: экономную разметку по шаблону, скетчу, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, скотча, эстетично и аккуратно распределять рисунок на изделии.
    Наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения.
    В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
 Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя умения и навыки, полученные по предмету.
 Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять
самостоятельность.


Комментариев нет:

Отправить комментарий